Как образование граждан влияет на политику в стране?

Оказалось, что лучшая защита от авторитаризма – более образованные граждане.
Вопреки распространенному мнению, наука неотделима от политики. Более того, ни о науке ни о политике нельзя говорить как о чем-то, существующем в вакууме по отдельности, ведь решение о том, кто именно будет заниматься наукой или политикой исторически принимает общество. В университетских стенах этой особой сферой деятельности занимаются политологи. Их в том числе интересует деятельность политических институтов и взаимоотношения между людьми, обществом и государством. Недавно исследователи из Центра образования и трудовых ресурсов Джорджтаунского университета зафиксировали тревожный рост авторитаризма в мире. Под авторитаризмом ученые понимают форму государственной власти, основанной на безусловном авторитете правящего субъекта. Иными словами, авторитарное устройство государства можно охарактеризовать отсутствием подлинной демократи как в отношении свободного допуска до выборов, так и в вопросах управления государством. Интересно, что согласно результатам последних научных исследований, чем выше в обществе уровень образования, тем меньше шансов, что к власти придет авторитарный лидер.
Политическая карта мира
Сегодня на мировой политической арене по разным подсчетам присутствуют 193, 195, 237, 245, 248, или 253 стран мира, в зависимости от определения. Членами крупнейшей в мире межправительственной организации ООН при этом являются 193 государства, хотя на планете насчитывается 195 признанных суверенных государств. Среди них две страны, не являющиеся членами ООН – это Палестина и Ватикан (так называемые государства-наблюдатели).
Помимо суверенных наций, существуют автономные самоуправляющиеся политические единицы, которые являются частью суверенного государства, но не частью материка. Также исследователи выделяют несамоуправляющиеся территории, которые либо таковыми не признаются, либо признаются частично.

Большая политическая карта мира выглядит так.
Например, Тайвань – островное государство у юго-восточного побережья Китая, с многопартийной демократией и населением в 23,6 миллиона человек, имеет неопределенный политический статус, так как власти и Тайваня и Китая претендуют на эту территорию. К числу частично признанных государств или государственных образований относятся Абхазия, Косово, Острова Кука, Северный Кипр, Сахарская Арабская Демократическая Республика (Западная Сахара), Сомалиленд и Приднестровье.
Политическое устройство государств
Два столетия назад большинство стран были автократиями или колониями. Сегодня, напротив, большинство стран являются демократиями, что довольно занятно, так как демократия – это недавнее достижение человечества.
Интересно и то, что согласно данным многочисленных научных исследований, экономический успех государства как правило сопровождается политической свободой. Более того, история показывает, что страны, демократия в которых установилась раньше других, первыми достигли устойчивого экономического роста.

По данным организации Freedom House, 2020 год стал 15-м годом подряд снижения глобальной свободы.
И все же в конце 2019 года в свет вышла работа политолога Кристофера Клаасена, результаты которой гласят, что «демократия теряет популярность даже в тех странах, где еще недавно казалась особенно устойчивой». И действительно – несмотря на то, что в мире становится все больше и больше демократий, удовлетворение граждан политическим устройством снижается.

Желтым на карте выделены авторитарные страны.
Как отмечает в своей статье для Big Think Джейми Мерисотис – президент и генеральный директор Фонда Lumina Foundation, люди с более высоким уровнем образования гораздо менее склонны быть авторитарными в своих предпочтениях в воспитании детей, чем другие.
«Переход к воспитанию детей, которые сами являются более терпимыми, независимыми и любознательными, может быть самым глубоким влиянием образования на общество,» – пишет Мерисотис.
Но почему образование разрушает авторитарные установки? Высшее образование в своих лучших проявлениях стремится содействовать самостоятельному мышлению и критическому рассмотрению устоявшегося порядка вещей, не говоря уже о пытливости и любознательности. Все это резко контрастирует со слепым приятием информации и мнений авторитетов.
Конечно, формальное обучение само по себе не может изменить уравнение, но в отсутствие хорошо информированных граждан, способных критически оценивать идеи и перспективы тех, кто занимает свои посты, последствия могут быть пугающими.